Горячая линия Службы:
 + 7 (391) 228-93-37

         Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Портал государственных услуг Российской Федерации

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России)
Реестр ОКН
Официальный портал Красноярского края

kultura.jpg
Информационный портал о культуре Красноярского края

Государственная гражданская служба

Государственные гражданские служащие считаются отдельной категорией работников. Их трудовая деятельность регулируется специальными законами и правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Основным документом, регулирующим отношения, связанные при поступлении на государственную гражданскую службу Российской Федерации, является Федеральный Закон от 27.07.2004 № 79‒ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79).

Согласно статье 2 Федерального Закона от 25.04.2005 № 53‒ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – ФЗ № 53), который определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации, система государственной службы включает в себя:

‒ государственную гражданскую службу;

‒ военную службу;

‒ государственную службу иных видов.

В соответствии со статьей 3 ФЗ № 79 государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также ‒ гражданская служба) ‒ вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также ‒ должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

К категории государственных служащих относятся те работники, профессиональная служебная деятельность которых осуществляется на должностях федеральной государственной службы или государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, и которые получают денежное содержание из бюджета Российской Федерации или ее субъектов.

Государственная служба строго иерархична и ранжирована. Вследствие этого государственные служащие находятся на должностях, распределенных на группы и категории должностей.

В свою очередь должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Категории должностей гражданской службы подразделяются на следующие должности.

1. Руководители ‒ должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также ‒ подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

2. Помощники (советники) ‒ должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

3. Специалисты ‒ должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

4. Обеспечивающие специалисты ‒ должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

В соответствии со статьей 9 ФЗ № 79 группы должностей гражданской службы подразделяются на:

‒ высшие должности гражданской службы;

‒ главные должности гражданской службы;

‒ ведущие должности гражданской службы;

‒ старшие должности гражданской службы;

‒ младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Государственный служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность, которая осуществляется на постоянной основе и требует специальных знаний и навыков. В связи с этим ФЗ № 79 закреплены требования к уровню и виду образования, профессиональному опыту, знаниям и навыкам лиц, претендующих на замещение должностей государственной службы. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих направлены на повышение профессионализма и компетентности государственных служащих.

Квалификационные требования к должностям государственной службы включают требования к уровню профессионального образования, стажу работы на государственной службе (иных видах государственной службы) или стажу работы (стажу) по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для выполнения служебных обязанностей.

Квалификационные требования к знаниям и навыкам, необходимым для выполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от сферы и вида профессиональной деятельности государственного служащего, в соответствии с его должностным регламентом. Должностной регламент государственного служащего может также предусматривать квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности государственной службы.

Профессиональную деятельность государственного служащего можно охарактеризовать как комплексную многофункциональную деятельность, сочетающую в себе как исполнительную, так и управленческую составляющую и связанную с ней инновационную направленность.