Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Портал государственных услуг Российской Федерации

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России)
Реестр ОКН
Официальный портал Красноярского края

Информационный портал о культуре Красноярского края

Троицкая церковь


Объект культурного наследия федерального значения

«Троицкая церковь», 1772-1782 г.г.

                                                                               г. Енисейск, ул. Перенсона, 34 

Исторические сведения

 

Ставшая шестым по счету каменным храмом Енисейска Троицкая церковь отмечена на известных регулярных планах Енисейска 80-90-х годов ХVIII века в южной линии застройки прямоугольного квартала, предложенного к формированию за речкой Гремячей (бывший Скородум).

Троицкая церковь располагается на небольшой возвышенности в центре небольшой площади. Строительство было начато в 1772 г., а в 1773 г. были освещены боковые теплые приделы - северный Сретенский и южный - Живоначального источника. Главный холодный храм освящен в 1782 г.

Согласно ведомости Коммерц-коллегии «о числе купечества и цеховых» в 1775 году в Енисейске числились пять записных каменщиков. Указанная ведомость, к сожалению, не содержит имен енисейских зодчих, которые могли быть причастны к строительству храма.

Троицкая церковь строилась как приходская и с момента своего освящения до начала 1920-х годов принадлежала одноименному приходу.

В 1936 году все енисейские храмы, в которых еще осуществлялось богослужение, в том числе и Троицкая церковь, были закрыты. В 1930-х гг. разобраны верхние ярусы храма и колокольни до карниза первого яруса. При приспособлении под гараж были пробиты ворота в апсиде храма, в северном приделе, изменены проемы, выполнены бетонные и деревянные пристройки. В 1990-е годы гараж был выведен из здания Троицкой церкви и здание не использовалось.

Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 объект был включен в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объект культурного наследия федерального значения «Троицкая церковь», 1772-1782 г.г.

Реставрационные работы на объекте начались в 2015 году.и будут завершены к началу празднования 400-летия города Енисейска.

 

Общее описание объекта

 

Церковь трехчастной осевой композиции: храм с полукруглой апсидой, широтно скомпонованная трапезная с симметричными фланкирующими приделами и ярусная колокольня. Габариты памятника 34 м х 20 м. Храм представлял собой высокий четверик с трехлопастными подвышениями над осями граней и прерывался сомкнутым сводом с парусами в углах, несущих малый восьмерик - световой барабан, увенчанный луквовичной главкой на тонкой шейке.

Четыре ярусные декоративные главки размещаются над углами четверика, их формам вторили главки приделов. Все углы подчеркнуты широкими лопатками, расчлененными поясами поребрика и украшенными фигурными филенками в форме звезд и киотцев. Такие же лопатки отделяют апсиды обоих приделов. Раскрепованный крупнообломный карниз на изящных ступенчатых консольках завершает фасады трапезной и апсид и совпадает по высоте и рисунку с межярусным поясом четверика.

Высокие окна с арочным завершением заглублены в плоскость стены сложным профилем, врезающимся в карниз яруса высоким килевидным кокошником. Трапезная перекрыта поперечным коробовым сводом с лотками и распалубками.

В северном южном приделах на улицу раскрывались по три окна. Связь с нижним ярусом колокольни осуществляется через дверь в середине западной стены трапезной. С храмовой частью трапезная связана тремя проемами в центральной части восточной стены - широким центральным и узкими боковыми. Для подъема на верхние ярусы колокольни в северной стене лестница по кирпичному основанию. Между верхними ярусами колокольни устроены деревянные лестницы.

Сочетания заглубленных и выступающих деталей усиливает пластическую выразительность фасадов, белая затирка которых при сильном солнечном освещении дает великолепный светотеневой эффект. Разнообразные верхние ярусы храма и колокольни отличаются тонко найденными пропорциями и выразительностью силуэта. Бесстолпный храм типа малый восьмерик на четверике завершается изящным, выполненным в лучших традициях сибирского барокко, пятиглавием.

Стройный столп многоярусной колокольни из ритмично убывающих подобных друг другу восьмериков восходит к традициям архитектуры московского барокко конца XVII в. Трехчастная продольно-осевая композиционная схема Троицкой церкви в дальнейшем нашла воплощение в композиции Покровской церкви в г. Красноярске (1785— 1795 гг.). Сохранившийся нижний ярус здания богато украшен мелкопрофильным декором из лекального кирпича. При традиционной системе размещения элементов декора в нем много оригинально трактованных мотивов. Своеобразны многопрофильные с килевидными подвышениями обрамления окон, выделенные вертикальными цепями сдвоенных триконхов.

Все углы здания подчеркнуты широкими лопатками, расчлененными поясами поребрика и украшенными фигурными филенками в форме звезд и киотцев. Такие же лопатки отделяют апсиды обоих приделов. Раскрепованный крупнообломный карниз на изящных ступенчатых консольках завершает фасады трапезной и апсид и совпадает по высоте и рисунку с межярусным поясом четверика. Высокие окна с арочным завершением заглублены в плоскость стены сложным профилем, врезающимся в карниз яруса высоким килевидным кокошником. Цоколь выделен крупным профилем из лекального кирпича. Использовано около 15 основных типов фигурного кирпича и керамических деталей.